Элементы в западной магии (доклад/синтез)
В Боге, согласно священному учению, – три лица, и эти три лица – один и тот же Бог. Три и один дают идею четырех, потому что единство необходимо для объяснения трех. Элифас Леви
Я предлагаю краткий конспект в силу того, что тема элементов очень объемна. В конце будет предложена литература для самостоятельного рассмотрения. Итак… Сейчас принята система четырех магических элементов. На самом деле их всегда существовало пять. В соответствии с Сефер Ецира, древнейшим каббалистическим документом, дошедшим до нас, их порядок таков: ДУХ Господень ВОЗДУХ, эманирующий из Духа ВОДА, эманирующая из Воздуха Часть воды стала ЗЕМЛЕЙ ОГОНЬ, эманирующий из Воды Как и любое рассмотрение, рассмотрение элементов начинают с рассмотрения человека как сути элементарного смешения. Определяясь в пространстве и пользуясь четырьмя измерениями, выделяют высоту и ширину. Высота, ширина, которую высота геометрически разделяет надвое, и глубина, отделенная от высоты пересечением широты: вот естественное четверное, составленное двумя перекрещивающимися линиями. Символ прямоугольного креста изначально являлся схемой активных и пассивных проявлений Человека в астральной области. Вертикальная сторона креста разделена средней точкой на две области, из которых верхней отдадим преимущество. Верхняя область будет областью положительных поступков человеческой сущности - область добра; нижняя часть - областью отрицательных поступков - область зла. Переходя к горизонтальной стороне креста, мы так же подразделим ее на две области, отнеся их обе к сфере пассивных восприятий человека. Правая область получит преимущество перед левой и будет считаться областью благоприятных восприятий. Левая область достанется на долю неблагоприятных восприятий. Различные системы предлагают различное перечисление элементов, однако идентично соотносящихся друг с другом. Так алхимия представляет – соль, ртуть, серу и азот, каббала – "макропрозоп", "микропрозоп" и две материи; иероглифы – человека, орла, льва и быка; древняя физика – воздух, воду, землю и огонь. Теперь исходя из общих систем распределим относительно только что образованной системы элементы. См. схему 1. В метафизическом плане воздух означает время, вода - пространство, земля - принцип косности, инертности материи, огонь - кинетическое состояние материи. В моральном плане воздух указует на необходимость сметь для всякого посвященного; вода - на необходимость знать; земля на обязанность молчать; огонь - на уменье желать. С этими обозначениями связано представление о символических животных в кватернере: Орел смел; Человек знающ; Телец молчалив; Лев пылок в своих желаниях. Так как сотворенные духи призваны к эмансипации посредством испытания, то с самого своего рождения они помещены между этими четырьмя силами, двумя положительными и двумя отрицательными, и поставлены в необходимость утверждать или отрицать добро, выбирать между жизнью и смертью. Найти неподвижную точку, т.е. моральный центр креста – такова первая проблема, которую они должны решить; их первой победой должно быть завоевание собственной свободы. Элементали подчинены авторитету уравновешенного человека; они не познают добра и зла; они не стоят в центре креста, а только живут на его сторонах: сильфы - в воздухе; ундины - в воде; гномы - в земле; саламандры - в огне. Тела их состоят у каждого из материалов той стихии, в которой он обитает; они сливаются с самими стихиями, а потому их не видно физическим глазом, не слышно физическим слухом и т.д. Человек есть непосредственное смешение самих стихий, которые составляют самую суть его физического тела, а следовательно посильно определяют крупную часть его бытия. Именно способностью оперировать этими элементами определяется возможность оперировать окружающим физическим миром. Исходя из этого, выделяют три степени смешения элементов. Первая, элементы смешанные подвижные. Они не имеют первозданной чистоты и имеют свойство перетекать из одного в другой. Именно этот тип элемента (иначе говоря, промежуточный элемент) позволяет наиболее полно работать с физическим миром. Благодаря им осуществляются связывания, растворения и трансмутации всех вещей, и достигают знания и предсказания будущего. Элементы второго порядка являются составными, различными и нечистыми, но их можно, однако, довести посредством искусства до их чистой простоты, которая, будучи приобретена, является способностью, дающей совершенство всему во всех вещах даже при операциях природой наиболее тайных; и это — фундамент всей натуральной магии. Элементы третьего порядка есть те, которые чисты, вовсе не сложны, не меняются и не подвергаются никакому смешению, не подвергаются порче и вовсе не от них, но благодаря им все качества естественных вещей обращаются к действиям. Итак, есть четыре элемента, о которых мы говорили и о которых нужно иметь полное знание, чтобы оперировать чем-либо из них в магии. Каждый из этих элементов имеет свои качества, благодаря которым и происходят все действия с ними. Схема, данная Апостолом Иоанном в четвертой главе Апокалипсиса, дает возможность определить основные атрибутивные квалификации "влажный - сухой; теплый - холодный. См. схема 2. Итак, каждый элемент имеет два специфических качества, из которых первое присуще ему и неотделимо от него, а другое, как среднее между двумя, подходит к следующему элементу; так огонь — тепел и сух, земля — суха и холодна, вода — холодна и влажна, воздух влажен и тепел; и благодаря двум противоположным качествам элементы противоречат друг другу, как огонь и вода, земля и воздух. Элементы имеют еще другой вид противоположности друг другу; так некоторые из них весомы, как земля и вода, а другие легки, как воздух и огонь; вот почему стоики называют первые — пассивными, а последние — активными. Кроме того, сам Платон, следуя новому различию, дает три качества каждому элементу, признавая у огня свет или проникновенность, разреженность и подвижность. А у земли — темноту, густоту, плотность и неподвижность. Но другие элементы занимают в них эти качества так, что воздух берет два качества у огня — разреженность и подвижность и одно — у земли, а именно — темноту; в противоположность этому, вода берет два качества у земли — темноту и плотность и одно у огня, а именно — подвижность; но огонь в два раза разреженнее, чем воздух, в три раза более подвижен и в четыре раза более активен; воздух в два раза активнее воды, в три раза более разрежен и в четыре раза более подвижен. Затем — вода в два раза активнее земли, в три раза разреженнее и в четыре раза подвижнее. Таким образом, огонь в тех же отношениях с воздухом, в каких воздух с водой, а вода с землей и взаимно — земля с водой, вода с воздухом, и, наконец, воздух с огнем. И это есть принципы и начало всех тел, их состава, их свойств и их чудесных действий. Таким образом, как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет легко оперировать чудесными и удивительными вещами и в совершенстве заниматься натуральной магией.
Литература: 1. Агриппа «Оккультная философия», часть 1. 2. Г.О.М. «Энциклопедия оккультизма». 3. Крег Д. М. «Современная магия: 11 уроков магического мастерства». 4. Леви Э. «Учение и ритуал высшей магии». 5 .Лермина Ж. «Современная магия».
Maiyo
|