Любому известно, что однобокое развитие приводит к плачевным результатам. Также маг терпит неудачу, стремясь к высоким идеям, забыв про реальный мир. Так мудрец погибает, не достигнув мудрости ввиду истощения и смерти физического тела.
Во избежание подобных недоразумений взор человека был обращен к Анатомии Человека, Природы и Космоса.
Как человек раскрывается из простейшей формы жизни в закономерной последовательности и постепенности, так высшая идея и истина раскрываются из основополагающего строя «бытия». Посредством уплотнения высшей субстанции достигаются вибрации низшие. Так «в начале сотворил Бог небо и землю», две противоположности единства из извечного «Духа Божиего», который носился промеж них. Далее извечная идея впадает в наименьшую плотность – «свет». Противоположности целостного обращаются в средние эквиваленты. Последующее сгущение вибрации приводит к созданию «тверди». Таким образом «Высшая идея» входит в прототип физической реальности, которая в свою очередь является зеркалом физической реальности.
Маг обращается к Высшей идее посредством доступной ему вибрационной плоскости. Это и есть приобщение человека к Имманентному Лику в его макрокосмической причастности к Лику Трансцендентному. Но это есть только путь и метод к достижению высшей и основной цели: к творческому сопряжению с естеством «Горнего» через русло индивидуального духа, в каковом процессе индивид сам в себе воссоздает вселенную всеобщность и тем завоевывает бессмертие в том Царстве Божием, которое «силою берется, и употребляющий усилие восхищает его». Учение об этом и составляет сердце изотерической доктрины.
Изначально стоит определить «Природу», ввиду того, что данное слово является совокупностью множества понятий, рассмотрением которых мы теперь и займемся.
Например, когда мы сегодня пойдем на практику, нас будут окружать свежие сосны, легкий ветер будет заплетаться в их густых ветвях, земля будет дышать весенней сыростью. Все только что описанное мной очень хорошо подпадает под понятие «Природа».
Отсюда можно сделать вывод, что Природа составляет совокупность всего того, что нас окружает, всего, что – не мы, люди, мир «не-я», как его определили некоторые философы.
Однако, уже во втором веке хиджры Хамид бен Мадан учил, что «всякий служитель Господа имеет две пары глаз, из которых одною он рассматривает предметы видимого мира, а другою, находящеюся в сердце, он видит вещи иного мира».
Если же мы взглянем на реальность иначе, то заметим, что дорога, по которой мы пришли, не существовала бы в своем настоящем виде, если бы воля человеческая не предприняла в данном месте изменения почвы. Даже больше, если бы дорога не поддерживалась бы постоянно в порядке, то есть, если бы воля человека не прилагалась бы постоянно к этому делу, тогда Природа вступила бы мало – помалу в свои права, и трава, деревья и насекомые скоро бы разрушили создание человеческих рук.
Итак, "Природа", рассматриваемая с внешней своей стороны, казалась нам совокупностью предметов видимого мира, между тем как, посмотрев на Природу с точки зрения эволюции всего сущего, мы усматриваем в ней роковую силу, управляющую жизнью и движением всех существ и светил.
Природа, так же как и макрокосм, раскрывается из простейшей формы жизни. Ввиду этого будет взята в основе рассмотрения Земля. Здесь же стоит пояснить, что мы отличаем Анатомию Природы от Анатомии Космической.
Природа есть вечный живой символ Высшего и также триедина в своем естестве. Она есть суть совокупность существ и вещей под управлением высшего начала.
Магия рассматривает Природу – Землю как живой организм. Земля запечатлевается в органической системе конкретных символов ее царств, В символах: камня, растения и животного.
Каждый из принципов триединства по общему закону организма, будучи частью, в то же время отражает и все целое; его своеобразные особенности и самобытное значение проистекают не из исключительности развертывающихся в нем начал, но только из первенствующего их здесь значения. Всякое конкретное бытие определяется тремя органически сопряженными началами: формой, движением в качественном пространстве, т. е. эволюцией, и индивидуальностью. Каждый из этих терминов обладает здесь несравненно более глубоким и обширным содержанием, чем это приписывается ему обычно.
Так в кристалле подавляюще доминирует форма, другие же два начала входят только обертонами. Действительно, в кристалле есть и эволюция; хотя она сводится лишь к увеличению количественных размеров, но и это есть уже возрастание, хотя и наиболее примитивное. Равным образом в кристалле раскрывается и индивидуальность, хотя и в самой малой степени. — Кристаллы не только имеют индивидуальность вида, но и каждый из них относительно тождествен с другими того же вида. Таким образом, кроме формы, в кристалле проявляются и другие два начала, хотя и с несравненно меньшей интенсивностью.
В растении, кроме формы, проявляется и эволюция, и благодаря этому начало формы не только не теряет своего значения, но, наоборот, оно безмерно возрастает и по интенсивности конкретных выражений, и по их сочности и красочности. Индивидуальность здесь, однако, еще продолжает быть лишь обертоном, но благодаря наличию эволюции ее значение также возрастает, как возросла и форма. При наличии уже двух категориальностей конкретного бытия и третья категориальность, оставаясь еще в себе потенциальной, уже получает некоторый конечный прообраз — личность. В Царстве животных и индивидуальность постепенно начинает раскрывать свое актуальное значение, и, наконец, в человеке это стремление достигает своего целостного осуществления.
Рассмотрев организм Природы в его основных органах, стоит перейти к их функционированию. Для этого возможно провести аналогию организма Земли с организмом Человека.
В человеке имеются клеточки самой разнообразной формы и самого разнообразного значения, а между тем одна и та же жизненная сила, приносимая кровью, оживляет их все и, будучи трансформирована в нервную силу, управляет их движением.
Подобным же образом и в Природе: все живые существа, какова бы ни была их форма, являются скоплением клеток, аналогичным формам человеческого тела, они все оживлены той же сущностью, которая циркулирует во всех точках человеческого организма.
Воздух для Земли является тем же, чем кровь для человека. Действительно, кровяной шарик приносит клеточке то, чем она дышит, и это местное дыхание поддерживает жизнь всех отдельных клеточек, точно так же наша планета доставляет воздух, нужный для дыхания каждого. Разница лишь в том, что клеточки прикреплены неподвижно в его организме, и поток крови омывает их, между тем как люди сами движутся в атмосфере, в которую они погружены.
Итак, воздух является материальным носителем земной жизни, и подобно тому, как, изучая роль крови в организме, мы знакомимся с заключенной в ней жизненной силой, точно так, изучая роль воздуха в Природе, мы знакомимся с заключенной в нем сущностью земной жизни.
Клеточка омывается кровью, воздух омывает человека, остается выяснить, чем омывается атмосфера.
Земля вместе со своей атмосферой погружена, наравне с другими планетами, в океан солнечных лучей, представляющий единственный источник энергии на Земле. Таким образом, солнечные лучи являются носителями планетной жизни, подобно тому как кровь является носителем жизненной силы человека. Значит, сравнивая свойства рассмотренных агентов со свойствами крови, мы можем сказать, что оживляющее начало человека - это кровь, кровь земной жизни - это воздух, и, наконец, кровь планетной жизни - это солнечные лучи, являющиеся первоисточником и носителем всякой жизни.
Свойства атмосферы каждой планеты есть результат ее специфического действия на солнечный свет, точно так же как результатом специфического действия каждого существа на окружающую атмосферу является его жизнь.
Как мы видели, живые существа, населяющие землю, соответствуют клеточкам человеческого организма, ее атмосфера - крови человека, а излучения светил, окружающих землю, - нервному току человека.
Первое место среди этих излучений занимают солнечные - динамические эманации центрального светила, строго соответствующие эманациям центрально-мозговой системы человека.
С наступлением же ночи, когда действие солнечных лучей ослабляется, проявляются во всей силе отражения солнечные - лунные излучения. Луна по отношению к земле является органом строго аналогичным утолщению спинного мозга (рефлективным центрам).
Спутник является по отношению к планете конденсирующим органом, назначение которого временно заменять центральное светило, поэтому, чем дальше планета от Солнца, тем больше у нее спутников.
Магия есть воздействие на окружающую среду, ее изменение. Соответственно магия есть воздействие на Природу, ее изменение.
Выделяют три образа воздействия на Природу:
1. Физически - изменяя конфигурацию какого-либо существа или иного объекта в Природе, путем приложения к нему извне физических сил.
2. Физиологически или астрально - воздействуя, с целью изменения объекта, на циркулирующие в нем флюиды. Сюда относится вся медицина и некоторые магические действия.
3. Психически - непосредственно воздействуя на нервные центры.
Человек, все способности которого развиты при благоприятных к тому условиях, может управлять явлениями Природы. Природа, по существу, двойственна и даже тройственна. Мы различаем в ней физическую и астральную стороны, астральная же часть, в свою очередь, подразделяется на физиологическую и психологическую. Движением и жестом человек действует на физическую Природу, словом же и взглядом - на астральную.
Maiyo