Интересно рассмотреть ряд поверий и легенд русского народа относительно колдунов. При ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что эти поверья не так уж фантастичны. Огромное количество историй связано с сюжетом, в котором колдун приходит на свадьбу. Колдун приходит на торжество, требует к себе уважения и почтения, а взамен осуществляет защиту свадьбы от другого колдуна. Необходимость такой защиты исходит из распространенного поверья, о том, что враждебный колдун может превратить свадьбу в стаю волков, что можно расценивать как насылание одержимости, возможно через гипноз, если брать более скептический, но лояльный к магии взгляд. Поэтому местного деревенского колдуна предпочитали приглашать заранее. Приглашенного колдуна еще в дверях избы встречает сам хозяин низким поклоном, со стаканчиком водки. Затем колдун производит очищение помещения, разбрасывая соль, травы, дуя, плюя и прочими методами нагоняя страх на нечистую силу и гостей. Так же колдун проверял помещения на наличие «порчи» подчас вполне материальной – например, нет ли дурманящей травы в печке? Затем проверяет лошадей, предназначенных для поездки молодожен, не одурманил ли кто лошадей. Ритуалы защиты колдун проводит и с молодоженами: посыпает их рожью, заставляет пройти по своему полушубку и др. Свадебную процессию он также сопровождает проверяя все перекрёстки и ворота на наличие «подлянок». Кстати, рецепт такой подлянки: намазать ворота, где должна проезжать процессия волчьим салом и кровью или бросить перед повозкой рукавицу на волчьем меху, чтобы навести страх на лошадей. Успокоить же лошадей можно, помазав слегка им нос чесноком, чтобы отбить нюх. Касательно внешнего облика колдуна, существовали такие поверья: колдун обычно старик или просто немолодой мужчина, волосы и борода длинные, нестриженые и не чёсанные. Ногти также не стрижены. Тут можно найти связь с нежеланием дать случайно на себя фетиш для колдовства – волосы или ногти и т.д. Одевается в овчинный полушубок, подпоясанный кушаком, носит с собой посох. Колдун обычно селится на краю деревни, а то и вовсе в одиноко стоящем домике, где-то на опушке леса – ну тут всё ясно. Обычно холост, но имеет любовниц, которые у него, впрочем, долго не задерживаются. В церковь почти не ходит. Ясно, что всё это сильно поддерживало авторитет колдуна в деревне, придавало ему необходимой таинственности и пугало суеверных сельчан. Силу, как считали в народе, колдун получает от общения с дьяволом, непосредственно или через чертей – ясно дело, церковная пропаганда работала отменно. Рецепты получения магической силы, сохранившиеся с тех пор: встать на икону, положив её в грязь, и отречься от Христа, или положить нательный крест под левую пятку. Можно предположить, ориентируясь на тогдашний менталитет, а большинство таких историй дошли с дореволюционных времён, что подобные действия вполне имели эффект – чтобы решится на это надо было обладать немалой смелостью, это вполне могло сойти за самопосвящение. Не исключаю, что в практики деревенских колдунов входило вызывание «чертей» и общение с прочими клипотическими силами. Но вряд ли это было основой их работы – та скорее основывалась во многом на травничестве, частично на нанесении снятии порчи разными примитивными методами, и частично на гипнозе, закрутках и т.п. Кстати, есть ещё мнение, что колдуны были последними языческими волхвами. Это, кстати, всё всяким там «сибирским целительницам», которые «во имя отца и сына и святого духа», на заметку. Не хрена народный обычай извращать! И, наконец, относительно смерти колдуна. Считалось, что колдун умирает в страшных муках, от одержимости, его «терзают демоны». Не отрицаю, что такое объяснение возможно, да и вообще у тогдашних деревенских колдунов, судя по всему, психика была крайне расшатанная – ещё бы, жить в оппозиции ко всему ведомому тебе миру, в состоянии вооружённого паритета! Ещё вариант смерти колдуна – колдун теряет силу и, соответственно, свой авторитет в обществе, и думаю не надо объяснять, что делают с ним его односельчане – а что делают собаки с обломавшим зубы волком? Перед смертью колдун пытался передать свои силы кому-нибудь со стороны. Быть может, речь об отводе порчи или демонических сил. Так же находится параллели с передачей последних знаний ведьмой в последние дни жизни молодой родственнице женского пола. Вообще, колдовская сила в глазах народа имела много общего с проклятьем. Не буду спорить, это опять же соответствует тогдашнему менталитету, а передача демонов по наследству так же может иметь место быть. Хоронить колдуна тоже следовало особо, не как остальных людей. Из избы выносить головой вперёд, перед похоронами подрезать жилы, после похорон вбить осиновый кол в могилу, чтобы колдун не выбрался. С чем связаны все эти меры предосторожности? Возьмусь предположить, что это связано с тем, что колдуны имели куда больше шансов, чем обычные люди впасть в коматозное состояние, состояние летаргического сна. Похороны заживо, как известно, были широко распространены в средние века, а в деревенских глубинках, видимо, вплоть до XIX века. С этим, видимо и связаны, легенды о воскресении колдунов.
Приготовлено по материалам сборников «Нечистая и неведомая сила» и «Абевега русских суеверий», переиздания с дореволюционных изданий.
Категория: Статьи | Добавил: Erezan (15.06.2008)
| Автор: Erezan