Приветствую Вас Послушник | RSS
Главная » Статьи » Доклады

Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения.

«Удивительно все-таки, что в ордене Дырявой Чаши вас не научили успокаивать себя дыханием. И вообще ни в одном ордене послушников не учат правильно дышать – о какой магии после этого может идти речь?! Как можно браться за колдовство человеку, который не умеет управиться с собственным телом и разумом?»
М. Фрай. «Ворона на Мосту»

Необходимость техники дыхания для мага неплохо обосновывается в эпилоге. Действительно управление дыханием – это ключ к управлению умом. Вот что по этому поводу говорят йоги, говоря о пранаяме, ключевой техникой для которой являются дыхательные упражнения:
«В текстах по хатха-йоге очень ясно утверждается, что при управлении праной автоматически осуществляется управление умом. Считается, что прана и ум оказывают влияние друг на друга. Когда прана является беспокойной, то это оказывает воздействие на ум, и, наоборот, беспокойство ума оказывает воздействие на прану. Некоторые люди находят более легким управлять умом, чем праной. Некоторые, вероятно, могут преуспеть в этом, но большинство людей не могут управлять умом посредством ума. Чем больше они пытаются делать это, тем в большей степени расщепляется их сознание[…]
При правильном практиковании пранаямы ум завоевывается автоматически».
(С. М. Сарасвати, комментарий к Хатха-Йога Прадипике)
Естественно, если мы ставим себе задачу осуществлять с помощью дыхательных упражнений контроль, нам надо обратится к наиболее доступным и опытным, в данном смысле, источникам, т.е. к практикам индийской йоги, и в частности её раздела пранаямы.
Вот что о ней пишет А. Кроули в «8 лекциях о йоге»:
«Пранаяма означает контроль над силой. Это обобщенный термин. В индийской системе существует достаточно много тонких разновидностей различных энергий в теле, все они имеют имена и свойства.[…] ; другая хорошо известна как "контроль дыхания"».
Сарасвати же говорит:
«Большинство людей считают, что пранаяма — это контроль дыхания, но это на самом деле нечто много большее. Айяма буквально означает «измерение», а не «управление». Так что пранаяма практикуется для того, чтобы расширить измерения праны внутри нас.
Внутри нас находятся уровни существования, области сознания, которые скрыты от нас под покровом темноты. Эти уровни много более прекрасны и созидательны, чем те, в которых мы сейчас живем. Как, однако, собираемся мы проникнуть в них и осветить их? Бесполезно говорить сейчас о различных состояниях сознания. Вы должны быть в состоянии испытать, пережить их — так же, как вы переживаете состояние грез или сновидений. Когда посредством практики пранаямы возбуждается и пробуждается пра-ническая энергия, она циркулирует в этих темных областях сознания. Затем внутренний город освещается, и человек рождается заново в новом измерении существования, в новой области переживаний».
Хатха-Йога Прадипика пишет о дыхании следущее:
«Когда прана движется, читта (ментальная сила) движется. Когда прана находится без движения, читта тоже находится без движения. Этим (неподвижностью праны) йог достигает неподвижности ума, поэтому ему следует сдерживать вайю (воздух).
Пока вайю (воздух и прана) остаются в теле, это называется жизнью. Смерть наступает тогда, когда они покидают тело. Поэтому сохраняй вайю.
Жизненный воздух не проходит в средний канал, поскольку нади полны загрязнений. Как же тогда может возникнуть состояние унмани (Состояние не-ума) и как может прийти совершенство, или сиддхи ?»
Скажем также, что раз уж контроль дыхания, позволяет контролировать прану, эту жизненную силу, которая используется нами в наших практиках, то контроль дыхания для нас первостепенен.
Обосновав важность темы перейдем к рассмотрению упражнений.
Согласно традиции первой техникой в дыхательных упражнениях является Нади Шодхана Пранаяма, целью которой является очищение нервов:
"Ум, очищенный посредством Пранаямы, устремляется к Браману, поэтому Пранаяма и рекомендуется. Сначала должны быть очищены нервы: тогда получится способность упражняться в Пранаяме. Закройте правую ноздрю большим пальцем и через левую ноздрю вдыхайте воздух, сколько можете; потом, не останавливаясь, выдыхайте воздух, также сколько можете, через правую ноздрю, закрыв левую; опять вдыхайте через правую ноздрю и выдыхайте через левую. Повторяя это упражнение три или пять раз сряду и упражняясь так четыре раза в день, перед зарею, среди дня, вечером и в полночь, - в 15 дней или в месяц очищение нервов будет достигнуто; тогда приступайте к Пранаяме".
(Шанкарачарья, комментарии к Светасвара Упанишаде)
Хатха-Йога Прадипика описывает эту технику так:
«Сидя в баддха падмасане, йог должен вдыхать через левую ноздрю, задерживать дыхание, сколько сможет, а затем выдыхать через правую ноздрю.
Затем, вдыхая через правую ноздрю, он постепенно наполняет брюшную полость, выполняет кумбхаку, как и ранее, а затем полностью выдыхает через левую ноздрю.
Вдыхай через ту же ноздрю, через которую делался выдох, максимально задержи дыхание и выдохни через другую ноздрю медленно и без усилий
Когда прана вдыхается через левую ноздрю, она должна выдыхаться через другую ноздрю. Когда она вдыхается через правую ноздрю, задержите ее внутри, а затем выдохните через другую ноздрю. Тот, кто дышит таким образом через правую и левую ноздри поочередно, очищает все свои нади в течение трех месяцев».
Но вот что пишет о начале дыхательных упражнений Сарасвати, рекомендуя начать с другой предтехники:
Если вы никогда не выполняли пранаяму ранее, то для того, чтобы изучить и практиковать ее правильно, важно, чтобы вы сначала хорошо ознакомились с естественным процессом дыхания. Это может быть сделано при помощи следующих техник.

Простая техника осознавания дыхания
Лягте в шавасану и расслабьте все тело. Сконцентрируйте свое сознание на дыхании, перемещая его через ноздри, вниз по трахее и далее в легкие. Почувствуйте, как легкие расширяются от вдоха, как поднимается живот и как возникает легкое напряжение в грудной клетке.
Выдыхая, почувствуйте, как живот опускается, легкие сжимаются, а все тело расслабляется по мере того, как воздух проходит через нос и ноздри наружу. Пусть дыхание будет естественным. Практикуйте от пяти до десяти минут.

Многие люди имеют тенденцию дышать поверхностно, не заполняя свои легкие полностью. Когда вы вдыхаете, легкие должны расширяться полностью, а живот должен раздаваться наружу. Во время выдоха живот должен полностью расслабляться, а легкие должны выталкивать максимально возможное количество воздуха. Этот процесс будет развиваться в результате выполнения вышеописанной практики. Когда у вас будет совершенное осознавание и регулирование дыхания, вы сможете практиковать в положении сидя.



Техника 1 (нади шодхана)
Сядьте в сиддхасану или в сиддха йони асану. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно и полностью вдыхайте и выдыхайте через левую ноздрю.
Выполните это десять раз, а затем повторите тот же самый процесс с противоположной ноздрей, закрывая левую ноздрю безымянным пальцем правой руки и оставляя два средних пальца согнутыми и свободными. Управляйте дыханием так, чтобы вдох и выдох продолжались приблизительно одно и то же время. Считайте до трех, четырех, пяти или шести при вдохе, а затем выдыхайте на тот же самый счет. Соотношение времени вдоха и выдоха должно быть 1:1. Выполните до десяти таких циклов.
Позже соотношение времени выдох/вдох будет изменено и добавится также кумбхака (задержка). Сначала, однако, вы должны научиться уравнивать по времени интервалы вдоха и выдоха. Соотношения времени изменяются в таком порядке: 1:1,1:2,1:2:2, 1:4:2, 1:4:2:3.
Имеется два способа закрывания ноздрей. Один из них заключается в использовании большого и безымянного пальцев правой руки при согнутых средних пальцах. Второй заключается в выполнении насагра/насикагра мудры, в которой указательный и средний пальцы помещаются между бровями у основания носа. Большой палец используется для закрывания правой ноздри, а безымянный — для закрывания левой ноздри. В любой из техник всегда используется правая рука, даже если вы левша и используете в основном левую руку.

Техника 2
Вдыхайте, как в технике 1, через левую ноздрю. Затем выдыхайте через правую ноздрю. Выполните это десять раз.
Затем десять раз вдохните через правую ноздрю и выдохните через левую.
Выполняйте от пяти до десяти таких циклов. Затем продолжайте выполнять это для все большего числа циклов, стараясь сделать интервалы вдоха и выдоха совершенно равными.

Техника 3
Объедините две стадии техники 1.
Вдыхайте через левую ноздрю, выдыхайте через правую, вдыхайте через правую и выдыхайте через левую.
Это один цикл. Выполняйте от пяти до десяти циклов.

После некоторого совершенствования в этой предварительной стадии следует начинать практиковать нади шодхану с задержкой дыхания. В момент задержки дыхания обе ноздри должны быть закрыты за счет сжатия их пальцами. Сжимайте их несколько выше нижнего края и старайтесь полностью перекрыть ток воздуха. В «Гхеранд Самхите» говорится: «После вдоха в течение всего времени задержки удерживайте две ноздри большим и безымянным пальцами и мизинцем, не используя указательный и средний пальцы».
Во время практики следите, чтобы голова и туловище не наклонялись ни в какую сторону. Если правая рука устает, поддержите ее локоть ладонью левой руки. Когда вы увеличите длительность периодов вдоха и выдоха и будете полностью управлять дыханием, вы будете готовы ввести в свою практику задержку дыхания. Никогда, однако, не нужно перенапрягаться; кумбхака должна развиваться постепенно.



Техника 4
Сядьте в сиддхасану или в сиддха йони асану. Выполняйте все, как в технике 3, но после вдоха добавьте задержку дыхания.
Начинайте с соотношения 1:2:2. Спустя месяц или около этого начинайте выдерживать соотношение времени 1:4:2.

Хотя в этой шлоке рекомендуемой позой является падмасана, наиболее практичной для большинства людей является сиддхасана или сиддха йони асана. Падмасану следует использовать лишь тем людям, кто может просидеть в ней как минимум пятнадцать минут без малейшего дискомфорта.
[конец цитаты]

Почему советуют практиковать упражнения по дыханию четырежды в день, а именно: «четыре раза в день: рано утром, днем, вечером и в полночь»? См. Там же:
Время рано утром означает за полтора часа до восхода солнца; оно называется брахмамухурта, «период Брахмы». В это время наше подсознание является активным, и если вы спите, то скорее всего видите сны. Это время, когда с наибольшей вероятностью могут проявиться наши подсознательные переживания.
Большое значение имеет время захода солнца, называемое сандхья. Сандхья — это встреча дня и ночи. Сандхья представляет собой то время, когда ида и пингала сливаются с сушумной в аджна чакре. Внешние воздействия захода солнца или начала вечера влияют на ритмы и функции тела, делая его более способствующим слиянию пран из различных нади в сушумне.
Аналогичным образом в полночь и в полдень также имеют место изменения во внешней и во внутренней энергиях. Все становится спокойным. Полночь является особенным временем для сад-хаки, желающего пробудить шакти. Она была названа «колдовским часом», поскольку в это время в мозгу активны «призраки». Ночью мозг функционирует по-особому, в нем выделяются другие химические гормоны.
Естественно, у нас чаще всего нет возможности практиковать продолжительные дыхательные упражнения четыре раза в день. Учителя йоги отмечают, что современному человеку достаточно практиковать хотя бы раз в день. В таком случае лучшее время – утром, после душа и до принятия пищи.

Когда тело и ум очищены и количество праны увеличено, тогда во время пранаямы проявляются различные физические симптомы. Тело нагревается в связи с увеличением активности симпатической нервной системы. Если оно потеет даже несмотря на холодную погоду, то определенно имеет место пробуждение праны. Могут иметь место приливы тепла, или вы можете даже не заметить никакого избыточного тепла.
На второй стадии может появиться мелкая дрожь или подобные ощущения в спине или подергивания рук, лица или других мышц. Когда ум, тело и дыхание станут полностью стабильными, практика бывает особенно совершенной. Конечная стадия наступает тогда, когда дыхание прекращается само собой.
Поначалу, когда пранический поток становится более интенсивным, периферийные части тела могут вибрировать. Через центральную нервную систему проносятся импульсы, которые вызывают ощущение зуда или покалывания. Прана накапливается в различных участках тела и может создавать странные ощущения в груди, брюшной полости, кишечнике или в органах выделения, а иногда из нижней части кишечника или из области заднего прохода может доноситься урчание и другие звуки.
В «Гхеранд Самхите» говорится: «Первая стадия пранаямы дает тепло, средняя стадия вызывает дрожь, особенно в позвоночном столбе, а конечная стадия пранаямы ведет к левитации». «Шива Самхита» далее утверждает: «Силой постоянной практики йог приобретает бхучари сиддхи (контроль над элементом «земля»). Он двигается, как прыгает лягушка, испуганная хлопком ладоней». При пробуждении различных чакр могут быть достигнуты различные сиддхи, или совершенства.(ibidem)

Хатха-Йога Прадипика говорит: «Вотрите выступивший пот в тело (выступивший при занятии пранаямой). От этого оно приобретет упругость и уравновешенность».
Сарасвати замечает по этому поводу:
Когда тело является нечистым, загрязнения выходят через поры кожи вместе с потом. Когда тело очищено, через кожу выделяются только вода, соль и гормоны. Когда тело разогревается в результате пранаямы, может быть потеряно избыточное количество воды. «Шива Самхита» утверждает: «Когда тело вспотело, потрите его хорошо, в противном случае йог теряет свои дхату».
Имеется семь дхату, известных как сапта дхату: кровь, жир, плоть, кости, костный мозг, кожа, сперма/яйцеклетка. Чтобы сохранять в теле все эти дхату, производятся некоторые химические гормоны, и когда они не могут храниться, они изгоняются из системы. Если появляется пот в результате пранаямы, то из тела без необходимости выводятся химические гормоны. Поэтому пот должен быть втерт обратно в кожу, чтобы они снова поглотились порами тела. Это помогает также снова привести в равновесие всю систему и тонизирует нервы и мышцы.
Вот что говорится по поводу диеты и метаболизма во время практик:
Когда садхака начинает практиковать пранаяму, метаболизм тела подвергается изменениям. Темп сердцебиения и давление крови активизируются, и все процессы в теле становятся более энергичными. Стимулируются выделения пищеварительных секретов и работа органов выделения. Для того, чтобы сохранить баланс в теле в период приспособления тела к новому режиму работы, желательно принимать молоко, потому что оно оказывает нейтрализующее воздействие на тело и помогает смазывать и увлажнять всю систему. Молочные продукты помогают увеличить количество жиров, которые важны для изоляции тела во время увеличения количества праны. В противном случае, если жиры быстро используются, вы можете получить «короткое замыкание» в энергетической системе. Если жиры сгорают прежде, чем они будут распределены по телу, то увеличивается нагрузка на механизмы лимфатической системы. Лимфатическая система выделяет жиры в тело из пищеварительного тракта. Пранаяма непосредственно воздействует на этот механизм.
Есть еще один важный фактор: молоко содержит животные гормоны, которые непосредственно воздействуют на тело и ум. Пранаяма может пробудить альтернативное состояние сознания, но животные гормоны помогают сохранить функционирование нормального сознания. Если психические переживания развиваются слишком быстро, до того как ум будет готов для этого, то у вас будут трудности при попытках справиться с этим. Если же вся система отрегулирована, то отпадает необходимость принимать молоко.
В «Гхеранд Самхите» далее говорится: «Пища должна приниматься дважды в день — один раз в полдень и один раз вечером». Во время выполнения пранаямы желудок должен быть полностью пустым, а после практики пища не должна приниматься в течение минимум получаса. Легкая, легко усваиваемая и питательная пища облегчает практику пранаямы.
Стоит обратить внимание на вопросы безопасности. Хатха-Йога Прадипика говорит: «При правильной практике пранаямы все болезни искореняются. При неправильной практике могут возникнуть любые болезни.».
Сарасвати замечает по этому поводу:
Если йогические техники выполняются правильно и систематически, то они активизируют большие пранические способности, устраняя таким образом беспорядок в теле и его неправильное функционирование. Но если практика проводится неправильно и не систематически, то в теле могут появиться еще большие физические нарушения и несогласованности. Если вы практикуете нерегулярно или неправильно, это может оказаться очень вредным, и лучше бы было, если бы вы вообще не занимались йогой.

Болезнь может возникнуть даже в том случае, если вы не соблюдете какое-либо одно простейшее правило. Вы, например, должны всегда практиковать на пустой желудок, будь то асана, пранаяма, мудра или бандха. Если вы будете стоять на голове сразу после еды, вы определенно нанесете вред своей пищеварительной системе. Вы должны очень тщательно выполнять правила и предосторожности пранаямы и ту последовательность, в которой должны выполняться любые техники йоги.

Считаю, что начальные аспекты практики рассмотрены. Можно и попрактиковать.

Список литературы:
1. «Хатха-Йога Прадипика».
2. «Шива Самхита»
3. «Комментарий к Хатха-Йога Прадипике» С. М. Сарасвати.
4. «Раджа-Йога» С. Вивекананда
5. «Восемь лекций по Йоге» А. Кроули
6. «Йога Сутры» Патанджали


Категория: Доклады | Добавил: Erezan (22.02.2009)
Просмотров: 1656 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Практика [9]
Статьи [5]
Доклады [23]
Юмор [1]
Поиск
Наш опрос
Сколько раз в день вы делаете РП?
Всего ответов: 61
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0